Положение о номинации
«Исследовательский практикум»
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира. В. А. Сухомлинский
Конкурс по номинации «Исследовательский практикум» (далее – Конкурс) проводится в рамках «Открытого эколого-географического конкурса школьников «Горизонты познания».
Работы на конкурс высылаются до 20 марта 2019 г.
Официальная информация о Конкурсе размещается на сайте Конкурса по адресу: http://гео12.рф/.
Цель Конкурса:
– научить основным методикам самостоятельного изучения природы и природно-хозяйственных систем;
– приобщить школьников к самостоятельным исследованиям;
– способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, их творческих способностей и познавательного интереса через организацию исследовательской работы учащихся (индивидуальную, парную, групповую).
Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы, полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Задачи Конкурса:
– формирование у школьников системы знаний о природе и хозяйстве родного края;
– развитие экологического мышления и формирование экологической культуры;
– формирование активной гражданской позиции;
– развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Участники Конкурса. В конкурсе могут принимать участие школьники 5-11 классов, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Форма выполнения исследований – предлагается 2 варианта:
1 вариант:
– исследование состояния особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и их проблемы.
Задание практикума: выбрать объект из предложенного списка (Приложение 2 – приведены только, болота, болотные угодья, озера и реки); дать описание выбранного объекта по приведенным планам для болот, озер и рек (Приложение 1); к описанию приложить оформленный фрагмент топографической карты с отображенными результатами измерений параметров объектов (допускается электронное и ручное нанесение результатов выполнения заданий по карте).
В исследовательской работе необходимо отразить: местоположение, основные характеристики, происхождение (генезис), изменения во времени, влияние на хозяйство человека, антропогенные изменения компонентов и природных объектов ООПТ республиканского значения.
Методические рекомендации приведены в Приложении 1.
2 вариант:
Выполнение исследований в соответствие с тематикой и Методическими указаниями по подготовке исследовательских работ секции «Экология и география» Поволжского научно-образовательного форума школьников «Мой первый шаг в науку».
Порядок проведения Конкурса
Общее руководство проведением Конкурса и ее организационное обеспечение осуществляет Оргкомитет Конкурса, состав которого формируется из числа научных и педагогических работников института леса и природопользования ПГТУ и членов Отделения Русского географического общества в Республике Марий Эл. Оргкомитет осуществляет работу по организации и проведению конкурса, определяет победителей в номинациях, представляет их работы на выставку, информирует участников об итогах Конкурса.
Конкурс проводится по следующим этапам:
1 этап: по 20 марта 2019 г. включительно – подача заявок, регистрация участников и предоставление работ на Конкурс;
2 этап: по 22 марта – предварительный отбор работ конкурсной комиссией, результаты отбора сообщаются участникам по электронной почте не позднее 25 марта 2019 г.;
3 этап: публичная презентация работ, подведение итогов, награждение победителей и призеров проводится в рамках «Дня географии и экологии» в ПГТУ 30 марта 2019 г.
Процедура подачи заявки
Конкурсные работы должны быть высланы участниками конкурса по электронной почте в срок до 20 марта 2019 г. по адресу: rgomariel@mail.ru (в теме письма указать «Практикум»).
Каждая работа оформляется в виде пояснительной записки (объемом 2-3 стр., формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, одинарный интервал), к которой прикладываются картографические материалы. Структура записки должна соответствовать Структуре и правилам оформления отчёта об исследовательской работе (см. Методические указания…). К пояснительной записке прилагается Анкета (Приложение 3).
На конкурс принимаются индивидуальные и коллективные работы, сделанные лично участниками конкурса.
Авторское право: Авторы сохраняют права на интеллектуальную собственность.
Плата за участие в конкурсе не взимается.
Работы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Конкурсные работы, оформленные не по требованиям, на конкурс не принимаются!
Критерии оценки работ по номинации
– Актуальность представленного материала
– Умение использовать источники (в т.ч. картографические), литературу по данной проблеме
– Грамотное и логичное изложение результатов
– Степень самостоятельности в проведении исследования
– Качество презентационных материалов
– Качество доклада и ответов на вопросы
Итоги Конкурса и награждение участников
Авторам работ, допущенных к конкурсу, выдаются сертификаты участников (образец заполнения приводится ниже), руководителю вручается благодарственное письмо (образец заполнения приводится ниже Приложение 3).
По итогам конкурса определяются победители и лауреаты номинации.
Результаты публикуются на интернет-странице Конкурса http://гео12.рф/.
Награждение победителей и лауреатов проводится в рамках «Дня географии и экологии» в ПГТУ 30 марта 2019 г.
Приложение 1
Методические рекомендации по исследованию состояния водных особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
Исследование природы – познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира. Изучая природу, человек взаимодействует с ней, при этом происходят усвоение культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация человека в обществе. Поэтому исследование природы можно рассматривать как фактор воспитания личности.
Исследования природных объектов и явлений проводится по следующим этапам:
– подготовительный – теоретическая;
– практическая – выявление параметрических характеристик объекта;
– анализ полученных данных, оценка состояния объекта, прогноз развития объекта.
Подготовительный этап предполагает следующие этапы исследования:
– выбор объекта и направления темы исследования;
– ознакомление с научной проблемой и с объектом исследования по литературным источникам;
– постановка целей и формулировка задач исследования;
– ознакомление с возможными методиками исследования и выбор среди них оптимальных;
– подготовка оборудования для измерений;
– подборка картографического материала;
– апробирование методик работы и при необходимости внесение в них корректировок.
Практический этап выявление параметрических характеристик объекта, картографические исследования:
– работа с топографическими картами М 1:100000 и крупнее;
– выявление морфологических и морфометрических характеристик объекта;
– нанесения на топографическую карту границы объекта, структуру объекта, параметры измерения;
– географическая характеристика объекта.
Алгоритмы выполнения работы.
Общая характеристика объекта исследования
Выбор природного объекта исследований.
Для исследований нужно выбрать объект из предложенного списка ООПТ Республики Марий Эл в Приложении 2 (только болота, болотные угодья, озера и реки).
Выбрать фрагмент топографической карты, распечатать цветной вариант, рассчитать масштаб.
Дать описание объекта по приведенным ниже планам для болот, озер и рек. Для выполнения работ используйте методические пособия и литературу на диске (Папка «Методические пособия»).
План характеристики болота:
– определение – что такое «болото»;
– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранного вами болота, то подпишите сами;
– выделите на топокарте границы объекта;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, или на водоразделе, с какими природными и социальными объектами граничит;
– вычислить морфометрические характеристики болота: форма, длина, ширина, площадь, по возможности отобразить на топографической карте. Пример оформления топографической карты рисунок 1 (Ренат Апкин. Методика изучения болот….). L– длина болота; B– ширина болота; h1– урез реки;
h2– абсолютная высота положения болота.
Рисунок 1. Выявление болот и вычисление их параметров по топографической карте .
Оформить легенду карты (указать масштаб именованный, численный, линейный. условные обозначения (знаки) только те, которые присутствуют на вашем фрагменте, условные обозначения, которыми вы обозначили свои измерения и исследования).
– вид болота, с чем это связано;
– условия формирования, связь с окружающей средой;
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции);
– форма рельефа, на которой оно расположено, геологические отложения;
– абсолютная высота положения болота (самая высокая отметка), отметить на топографической карте;
– урез ближайшего базиса дренирования (то есть урез рек (уровень), ручьев, водохранилищ и озер данного участка), отметить на топографической карте;
– гипсометрическое положение болот
– определяется как абсолютная высота положения самой высокой части болота и относительная – над ближайшими базисами дренирования, то есть над урезами рек, ручьев, водохранилищ и озер данного участка, представить расчеты, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;
– залесенность и закустаренность, представить расчеты в пределах границ объекта, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;- тип растительности и почв;
– наличие в болоте озер;
– наличие стока, показать на топографической карте линию стока, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;
– наличие торфа, вид, качество, мощность, состав;
– наличие осушительной сети, дать определение «мелиорация», ее виды, значение для болот и окружающей природы;
План характеристики реки:
– определение – что такое «река»;
– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранной вами реки, то подпишите сами;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, с какими природными и социальными объектами граничит;
– классификация реки;
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции), объяснить связь с окружающей средой;
– условия формирования;
– провести на топографической карте водораздельную линию бассейна реки, определить форму бассейна, измерить площадь;
– определить базис эрозии реки;
– строение речной сети: исток, устье, притоки, порядок притоков (отобразить на топографической карте;
– направление течения, объяснить, с чем это направление связано;
– речной сток, объем, расход, объяснить их значение;
– режим реки, связь с окружающей средой.
К морфометрическим характеристикам реки относятся:
– длина реки – расстояние вдоль русла между истоком и устьем, км;
– протяженность речной сети – общая сумма всех рек в пределах бассейна, км;
– коэффициент густоты речной сети – отношение протяженности речной сети к площади бассейна, км/км;
– коэффициент извилистости русла – отношение длины по прямой и по кривой (с учетом изгибов русла), равняется 1 и более;
– падение реки – разница высот между истоком и устьем;
– уклон реки – отношение падения к длине реки.
Для характеристики русла используются следующие показатели:
– линия уреза воды (линия соприкосновения воды с берегом, урез правого и левого берега измеряют в метрах над уровнем моря).
Морфологические характеристики реки: его рельеф, характер грунтов и другие факторы сопротивление движению воды на отдельных участках русла.
– рассчитать коэффициенты залесенности, забалоченности, озерности, распаханности для бассейна реки, привести расчеты, объяснить их влияние на сток реки;
– описать характер рельефа водосборной площади и долины реки, геологические отложения;
– описать тип растительности и почв на водосборной площади.
Полученные результаты по возможности отобразить на топографической карте (смотрите пример в описании болота).
План характеристики озера
– определение – что такое «озеро»;
– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранной вами озера, то подпишите сами;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, с какими природными и социальными объектами граничит;
– классификация озера по разным признакам (происхождение котловины, режим стока, химический состав воды);
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции), объяснить связь с окружающей средой;
– условия формирования;
– провести на топографической карте водораздельную линию водосборной площади озера, измерить площадь водосборной площади;
– определить морфометрические характеристики водосборной площади озера: его рельеф, характер грунтов;
– рассчитать коэффициенты залесенности, заболоченности, распаханности для водосборной площади озера, привести расчеты, объяснить их влияние на уровенный режим озера;
– описать тип растительности и почв на водосборной площади;
– определить морфометрические характеристики озера:
– площадь озера, вычисляется либо вместе с площадью островов, либо отдельно площадь водной поверхности;
– длина озера – L, м – кратчайшее расстояние между двумя наиболее удаленными точками, расположенными на берегах озера, измеряемое по поверхности озера. Эта линия будет прямой, если озеро простой формы. Если же озеро извилистое, то линия длины озера будет состоять из отдельных отрезков и кривых линий;
– ширина озера вычисляют две величины: наибольшую ширину – наибольший перпендикуляр к линии длины озера;
– средняя ширина – отношение площади озера к его длине;
– коэффициент извилистости береговой линии — отношение длины береговой линии к длине окружности круга, имеющего площадь, равную площади озера. Данная величина, характеризующая форму озера, не может быть меньше единицы; чем больше эта величина, тем более извилист берег озера;
– объём воды в озере – количественная характеристика пространства, занимаемого водой при заданном уровне воды;
– средняя глубина озера — отношение объёма воды в озере к площади поверхности озера;
– режим озера (колебания уровней), связь с окружающей средой.
Полученные результаты по возможности отобразить на топографической карте (смотрите пример в описании болота).
Приложение 2
Список ООПТ
№ |
Наименование |
Дата основания |
Местоположение |
Площадь, га |
Описание |
1 |
Болото Железное |
1974 |
Волжский район |
40 |
Округлое полузаросшее озеро на сельхозугодьях «КПД Эмековское». Болото окружено полями и узкой полосой пастбища. Охране подлежит орнитофауна и флора болота. Объект имеет научное, учебно-просветительское значение. |
2 |
Болото Березовое |
1974 |
Волжский район, в 2 км к северо-востоку от станции Помары рядом с деревней Кукшенер |
26 |
Болото округлой формы, глубиной от 25 до 150 см. Вокруг болота обширное пастбище. По побережью нет никакой древесной и кустарниковой растительности. Уникальное место обитания большого разнообразия птиц. Объявлен памятником природы с целью сохранения ценных, редких и исчезающих растений и птиц. Объект имеет научное и учебно-просветительское значение. |
3 |
Озеро Карасьяр |
1976 |
Горномарийский район, на северо-западе района |
25,5 |
Озеро междюнное, провального характера, с высокой прозрачностью воды. Площадь озера 25,5 га, глубина до 15 м. Охране подлежит озеро и растительность в охранной зоне (полушник озёрный). Озеро имеет научное значение как эталонный участок природы республики. |
4 |
Озеро Нужьяр |
1987 |
Горномарийский район, на северо-западе района |
34,3 |
Междюнное озеро площадью 34 га и глубиной до 15 м с карстовым провалом, с очень чистой и прозрачной водой. Охране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эстетическое значение. |
5 |
Болото Карасьяр |
1987 |
Горномарийский район, на северо-западе района |
1604 |
Сфагновое болото верхового и низинного типов торфяной залежи. Объект имеет водоохранное и рекреационное значение.[22] |
6 |
Болото Волчье |
1994 |
Горномарийский район, на севере района |
1380 |
Сфагновое болото верхового и переходного типов торфяной залежи. Охране подлежат ценные болотные ягодники (клюква, черника, голубика) и боровая дичь. Объект имеет водоохранное, водорегулирующее и рекреационное значение. |
7 |
Болото Большеозерское |
1976 |
Горномарийский район, на северо-западе района |
1260 |
Верховое сфагновое болото озерного происхождения карстового характера. Охране подлежит ягодник и торфяная залежь. Болото имеет научное и водоохранное значение. |
8 |
Озеро Малый Мартын |
1974 |
Звениговский район |
11,3 |
Междюнное озеро площадью 14 га и глубиной до 8 м на северо-востоке района. Охране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эстетическое и рекреационное значение. |
9 |
Озеро Таир |
1974 |
Звениговский район |
50,5 |
Озеро карстового происхождения в центральной части Звениговского района между автодорогой Йошкар-Ола — Кокшайск и рекой Малая Кокшага. Площадь — 63 га, глубина — до 10 м. Охране подлежат водоем и древесно-кустарниковая растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эстетическое и рекреационное значение. |
10 |
Озеро Шордыер |
1974 |
Звениговский район |
13,8 |
Междюнное озеро площадью 16 га и глубиной до 5 м на западе района в двух километрах от правого берега реки Большая Кокшага. Охране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение. |
11 |
Озеро Лисичкино |
1974 |
Звениговский район |
20,8 |
Междюнное озеро овальной формы площадью около 27 га и глубиной до 19 м на западе района в трех километрах от правого берега реки Большая Кокшага. Охране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение. |
12 |
Болото Большое |
1976 |
Звениговский район, на северо-западе района |
746 |
Болото верхового типа. Охране подлежит торфяник с дикорастущими ягодниками. Объект имеет водоохранное и воспроизводственное значение для фауны. |
13 |
Болото Сорочинское |
1987 |
Звениговский район, на северо-западе района |
150 |
Болото верхового, смешанного и низинного типов торфяной залежи. Охране подлежит залежь, местообитание бобров и водоплавающей дичи. Объект имеет водоохранное значение. |
14 |
Река Шуйка |
1976 |
Звениговский район |
64 |
Левый приток р. Малая Кокшага с холодной водой и песчаным дном. Охране подлежит ихтиофауна (хариус европейский). Объект имеет научное значение. |
15 |
Кумъяры (три озера) |
1976 |
Килемарский район |
121 |
Три озера (Верхнее, Среднее и Нижнее) — междюнные озёра с прозрачной водой на юго-западе района. Охране подлежат водоем, древеснокустарниковая растительность в водоохранной зоне озёр. Объект имеет рекреационное значение. |
16 |
Болото Куплонгское (Куплангское) |
1987 |
Килемарский район |
4988 |
Болото верхового, переходного, смешанного и низинного типов торфяной залежи площадью 4988 га на юго-западе района. Самое крупное из охраняемых болот. Охране подлежат: торфяная залежь, ценные болотные ягодники, боровая дичь. Объект имеет научное, водоохранное и рекреационное значение. |
17 |
Тыр-болото |
1976 |
Килемарский район, на западе района |
1050 |
Болото верхового и переходного типов. Охране подлежат ценные болотные ягодники, торфяная залежь. Объект имеет водоохранное и рекреационное значение.[7][24] |
18 |
Болото Мадарское |
1987 |
Килемарский район |
230 |
Болото низинного типа площадью 230 га в центральной части района. Охране подлежит торфяная залежь и растительность. Объект имеет научное и водоохранное значение.[7] |
19 |
Озеро Лужьер |
1974 |
Килемарский район |
96 |
Междюнное озеро овальной формы площадью 96 га и глубиной до 2 м на юго-западе района. Охране подлежат: водоем, места гнездования и отдыха водоплавающих птиц и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение. |
20 |
Озеро Шамьяры |
1974 |
Килемарский район |
82,8 |
Междюнное озеро округлой формы площадью 86 га на юге района. Охране подлежат: водоём, места отдыха и гнездования водоплавающих птиц, растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение.[7] |
21 |
Река Ирека |
1996 |
Мари-Турекский район |
40 |
Зоологический памятник природы включает реку Иреку от её истока на южной окраине деревни Юмочка до впадения в реку Уржумка без притоков. Этот памятник природы создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания. |
22 |
Болото Мартын |
1976 |
Медведевский район, юг района |
787 |
Болото переходного типа. Охране подлежит торфяная залежь, местообитание водоплавающей боровой дичи. Объект имеет научное и водоохранное значение.[26] |
23 |
Болото Криуль |
1987 |
Медведевский район, северо-запад района, по левому берегу реки Большая Кокшага |
61 |
Болото низинного типа, мелкозалежное, травяно-осоковое. Охране подлежит торфяная залежь — местообитание чёрного аиста, бобров, водоплавающей дичи. Объект имеет научное и водоохранное значение. |
24 |
Озеро Большой Мартын |
1974 |
Медведевский район, юг района |
63,8 |
Междюнное озеро. Охране подлежит водный источник и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение. |
25 |
Озеро Табашинское |
1974 |
Оршанский район |
20,7 |
Карстовое озеро площадью 26 га, округло-овальной формы с чистой водой на севере района. Это самое глубокое озеро на территории Республики Марий Эл. Его глубина достигает 55,3 м. Охране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет научное, эстетическое и рекреационное значение. |
26 |
Болото Шидыяр |
1976 |
Юринский район, на востоке района |
164 |
Болото верхового типа. Охране подлежат ценные болотные ягодники и древесно-кустарниковая растительность. Объект имеет научное, учебно-просветительское и водоохранное значение. |
27 |
Болото Подвесное |
1987 |
Юринский район, на северо-востоке района |
801 |
Болото верхового типа. Охране подлежат ценные болотные ягодники и древесно-кустарниковая растительность, а также боровая дичь. Объект имеет научное и водоохранное значение. |
28 |
Болото Туриловское |
1976 |
Юринский район |
Болото верхового, переходного и низинного типов торфяной залежи площадью 820 га в северо-восточной части Юринского района. Охране подлежат ценные болотные ягодники, торфяная залежь, древесно-кустарниковая растительность. Объект имеет рекреационное и водоохранное значение. |
|
29 |
Болото Козиковское |
1976 |
Юринский район |
243 |
Болото верхового типа площадью 749 га в северо-восточной части Юринского района. Охране подлежат ценные болотные ягодники и древесно-кустарниковая растительность. Объект имеет рекреационное и водоохранное значение. |
Приложение 3
Анкета участника
|
Пример (строго соблюдать) |
Фамилия, имя, отчество конкурсанта: |
Иванов Александр Иванович |
Школа (полное название) |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Йошкар-Олы» |
Класс |
7 а класс |
Учреждение дополнительного образования, творческое объединение и т.п. если конкурсант там занимается, например |
Дворец творчества детей и молодежи |
Название эссе (придумать самим) |
Рисунок «Весна пришла» |
e-mail участника |
ivanov@mail.ru |
Фамилия, имя, отчество руководителя |
Петрова Татьяна Ивановна |
Должность и место работы руководителя |
учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Йошкар-Олы» |
e-mail руководителя |
petrova@mail.ru |
Обязательно для заполнения
Образец для заполнения сертификата учащегося
Настоящий сертификат удостоверяет, что
Иванов Иван
МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска», 11 класс
принял(а) участие в Открытом эколого-географическом
конкурсе школьников «Горизонты познания»
в номинации рисунок
Образец для заполнения благодарственного письма преподавателю
Иванову
Ивану Петровичу
учителю географии
ГАОУ «Лицей Бауманский»