Номинация “Исследовательский практикум”

 Положение о номинации 
«Исследовательский практикум»

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы,
тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.
В. А. Сухомлинский
Конкурс по номинации «Исследовательский практикум» (далее – Конкурс) проводится в рамках «Открытого эколого-географического конкурса школьников «Горизонты познания».
Работы на конкурс высылаются до 20 марта 2019 г.
Официальная информация о Конкурсе размещается на сайте Конкурса по адресу: http://гео12.рф/.
Цель Конкурса: 
– научить основным методикам самостоятельно­го изучения природы и природно-хозяйственных систем;
– приобщить школьников к само­стоятельным исследованиям;
– способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, их творческих способностей и познавательного интереса через организацию исследовательской работы учащихся (индивидуальную, парную, групповую).
Творчеству научить невозможно, значит надо создать условия для самостоятельной продуктивной деятельности. У школьников старших классов четко проявляются образовательные интересы, связанные с планами выбора профессии. Поэтому исследовательские работы, полевые практикумы, экспедиции помогут получить школьникам навыки профессиональной деятельности.
Задачи Конкурса: 
– формирование у школьников системы знаний о природе и хозяйстве родного края;
– развитие экологического мышления и формирование экологической культуры;
– формирование активной гражданской позиции;
– развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Участники Конкурса. В конкурсе могут принимать участие школьники 5-11 классов, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Форма выполнения исследований – предлагается 2 варианта:
1 вариант:
– исследование состояния особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и их проблемы.
Задание практикума: выбрать объект из предложенного списка (Приложение 2 – приведены только, болота, болотные угодья, озера и реки); дать описание выбранного объекта по приведенным планам для болот, озер и рек (Приложение 1); к описанию приложить оформленный фрагмент топографической карты с отображенными результатами измерений параметров объектов (допускается электронное и ручное нанесение результатов выполнения заданий по карте).
В исследовательской работе необходимо отразить: местоположение, основные характеристики, происхождение (генезис), изменения во времени, влияние на хозяйство человека, антропогенные изменения компонентов и природных объектов ООПТ республиканского значения.
Методические рекомендации приведены в Приложении 1.
2 вариант:
Выполнение исследований в соответствие с тематикой и Методическими указаниями по подготовке исследовательских работ секции «Экология и география» Поволжского научно-образовательного форума школьников «Мой первый шаг в науку».
Порядок проведения Конкурса
Общее руководство проведением Конкурса и ее организационное обеспечение осуществляет Оргкомитет Конкурса, состав которого формируется из числа научных и педагогических работников института леса и природопользования ПГТУ и членов Отделения Русского географического общества в Республике Марий Эл. Оргкомитет осуществляет работу по организации и проведению конкурса, определяет победителей в номинациях, представляет их работы на выставку, информирует участников об итогах Конкурса.
Конкурс проводится по следующим этапам:
1 этап: по 20 марта 2019 г. включительно – подача заявок, регистрация участников и предоставление работ на Конкурс;
2 этап: по 22 марта – предварительный отбор работ конкурсной комиссией, результаты отбора сообщаются участникам по электронной почте не позднее 25 марта 2019 г.;
3 этап: публичная презентация работ, подведение итогов, награждение победителей и призеров проводится в рамках «Дня географии и экологии» в ПГТУ 30 марта 2019 г.
Процедура подачи заявки
Конкурсные работы должны быть высланы участниками конкурса по электронной почте в срок до 20 марта 2019 г. по адресу: rgomariel@mail.ru (в теме письма указать «Практикум»).
Каждая работа оформляется в виде пояснительной записки (объемом 2-3 стр., формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, одинарный интервал), к которой прикладываются картографические материалы. Структура записки должна соответствовать Структуре и правилам оформления отчёта об исследовательской работе (см. Методические указания…).  К пояснительной записке прилагается Анкета (Приложение 3).
На конкурс принимаются индивидуальные и коллективные работы, сделанные лично участниками конкурса.
Авторское право: Авторы сохраняют права на интеллектуальную собственность.
Плата за участие в конкурсе не взимается.
Работы, представленные на конкурс, не рецензируются и не возвращаются.
Конкурсные работы, оформленные не по требованиям, на конкурс не принимаются!
Критерии оценки работ по номинации
– Актуальность представленного материала

– Умение использовать источники (в т.ч. картографические), литературу по данной проблеме
– Грамотное и логичное изложение результатов
– Степень самостоятельности в проведении исследования
– Качество презентационных материалов
– Качество доклада и ответов на вопросы
Итоги Конкурса и награждение участников
Авторам работ, допущенных к конкурсу, выдаются сертификаты участников (образец заполнения приводится ниже), руководителю вручается благодарственное письмо (образец заполнения приводится ниже Приложение 3).

По итогам конкурса определяются победители и лауреаты номинации.
Результаты публикуются на интернет-странице Конкурса http://гео12.рф/.
Награждение победителей и лауреатов проводится в рамках «Дня географии и экологии» в ПГТУ 30 марта 2019 г.
 Приложение 1
Методические рекомендации по исследованию состояния водных особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
Исследование природы – познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира. Изучая природу, человек взаимодействует с ней, при этом происходят усвоение культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация человека в обществе. Поэтому исследование природы можно рассматривать как фактор воспитания личности.
Исследования природных объектов и явлений проводится по следующим этапам:
– подготовительный – теоретическая;
– практическая – выявление параметрических характеристик объекта;

– анализ полученных данных, оценка состояния объекта, прогноз развития объекта.
Подготовительный этап предполагает следующие этапы исследования:
– выбор объекта и направления темы исследования;
– ознакомление с научной проблемой и с объектом исследования по литературным источникам;
– постановка целей и формулировка задач исследования;
– ознакомление с возможными методиками исследования и выбор среди них оптимальных;
– подготовка оборудования для измерений;

– подборка картографического материала;
– апробирование методик работы и при необходимости внесение в них корректировок.
Практический этап выявление параметрических характеристик объекта, картографические исследования:
– работа с топографическими картами М 1:100000 и крупнее;
– выявление морфологических и морфометрических характеристик объекта;
– нанесения на топографическую карту границы объекта, структуру объекта, параметры измерения;
– географическая характеристика объекта.
Алгоритмы выполнения работы.
Общая характеристика объекта исследования
Выбор природного объекта исследований.
Для исследований нужно выбрать объект из предложенного списка ООПТ Республики Марий Эл в Приложении 2 (только болота, болотные угодья, озера и реки).

Выбрать фрагмент топографической карты, распечатать цветной вариант, рассчитать масштаб.
Дать описание объекта по приведенным ниже планам для болот, озер и рек. Для выполнения работ используйте методические пособия и литературу на диске (Папка «Методические пособия»).
План характеристики болота:
– определение – что такое «болото»;

– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранного вами болота, то подпишите сами;
– выделите на топокарте границы объекта;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, или на водоразделе, с какими природными и социальными объектами граничит;
– вычислить морфометрические  характеристики болота: форма, длина, ширина, площадь, по возможности отобразить на топографической карте. Пример оформления топографической карты рисунок 1 (Ренат Апкин. Методика изучения болот….). L– длина болота; B– ширина болота; h1– урез реки;
h2– абсолютная высота положения  болота.
Безымянный 1Рисунок 1. Выявление болот и вычисление их параметров по топографической карте .
Оформить легенду карты (указать масштаб именованный, численный, линейный. условные обозначения (знаки) только те, которые присутствуют на вашем фрагменте, условные обозначения, которыми вы обозначили свои измерения и исследования).
– вид болота, с чем это связано;
– условия формирования, связь с окружающей средой;
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции);
– форма рельефа, на которой оно расположено, геологические отложения;
– абсолютная высота положения болота (самая высокая отметка), отметить на топографической карте;
– урез ближайшего базиса дренирования (то есть урез рек (уровень), ручьев, водохранилищ и озер данного участка), отметить на топографической карте;
– гипсометрическое положение болот
– определяется как абсолютная высота положения самой высокой части болота и относительная – над ближайшими базисами дренирования, то есть над урезами рек, ручьев, водохранилищ и озер данного участка, представить расчеты, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;
– залесенность и закустаренность, представить расчеты в пределах границ объекта, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;- тип растительности и почв;
– наличие в болоте озер;
– наличие стока, показать на топографической карте линию стока, объяснить на какие свойства болота эта характеристика оказывает влияние;
– наличие торфа, вид, качество, мощность, состав;
– наличие осушительной сети, дать определение «мелиорация», ее виды, значение для болот и окружающей природы;
План характеристики реки:
– определение – что такое «река»;
– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранной вами реки, то подпишите сами;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, с какими природными и социальными объектами граничит;
– классификация реки;
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции), объяснить связь с окружающей средой;
– условия формирования;
– провести на топографической карте водораздельную линию бассейна реки, определить форму бассейна, измерить площадь;
– определить базис эрозии реки;
– строение речной сети: исток, устье, притоки, порядок притоков (отобразить на топографической карте;
– направление течения, объяснить, с чем это направление связано;
– речной сток, объем, расход, объяснить их значение;
– режим реки, связь с окружающей средой.
К морфометрическим характеристикам реки относятся:
– длина реки – расстояние вдоль русла между истоком и устьем, км;
– протяженность речной сети – общая сумма всех рек в пределах бассейна, км;
– коэффициент густоты речной сети – отношение протяженности речной сети к площади бассейна, км/км;
–  коэффициент извилистости русла – отношение длины по прямой и по кривой (с учетом изгибов русла), равняется 1 и более;
– падение реки – разница высот между истоком и устьем;
– уклон реки – отношение падения к длине реки.
Для характеристики русла используются следующие показатели:
– линия уреза воды (линия соприкосновения воды с берегом, урез правого и левого берега измеряют в метрах над уровнем моря).
Морфологические характеристики реки: его рельеф, характер грунтов и другие факторы сопротивление движению воды на отдельных участках русла.
– рассчитать коэффициенты залесенности, забалоченности, озерности, распаханности для бассейна реки, привести расчеты, объяснить их влияние на сток реки;
– описать характер рельефа водосборной площади и долины реки, геологические отложения;
– описать тип растительности и почв на водосборной площади.
Полученные результаты по возможности отобразить на топографической карте (смотрите пример в описании болота).
План характеристики озера
– определение – что такое «озеро»;
– полное название выбранного объекта, расшифровка названия, почему так назвали. Если на топографической карте нет названия, выбранной вами озера, то подпишите сами;
– географическое положение – в какой части республики расположен, в бассейне какой реки, с какими природными и социальными объектами граничит;
– классификация озера по разным признакам (происхождение котловины, режим стока, химический состав воды);
– питание, климатические характеристики (по данным близлежащей метеостанции), объяснить связь с окружающей средой;
– условия формирования;
– провести на топографической карте водораздельную линию водосборной площади озера, измерить площадь водосборной площади;
– определить морфометрические характеристики водосборной площади озера: его рельеф, характер грунтов;
– рассчитать коэффициенты залесенности, заболоченности, распаханности для водосборной площади озера, привести расчеты, объяснить их влияние на уровенный режим озера;
– описать тип растительности и почв на водосборной площади;
– определить морфометрические характеристики озера:
– площадь озера, вычисляется либо вместе с площадью островов, либо отдельно площадь водной поверхности;
– длина озера – L, м – кратчайшее расстояние между двумя наиболее удаленными точками, расположенными на берегах озера, измеряе­мое по поверхности озера.  Эта линия будет прямой, если озеро простой формы. Если же озеро извилистое, то линия длины озера будет состоять из отдельных отрезков и кривых линий;
– ширина озера вычисляют две величины: наибольшую ширину – наибольший перпендикуляр к линии длины озера;
–  средняя ширина – отношение площади озера к его длине;
– коэффициент извилистости береговой линии — отношение длины береговой линии к длине окружности круга, имеющего площадь, равную площади озера. Данная величина, характеризующая форму озера, не может быть меньше единицы; чем больше эта величина, тем более извилист берег озера;
– объём воды в озере – количественная характеристика пространства, занимаемого водой при заданном уровне воды;
– средняя глубина озера — отношение объёма воды в озере к площади поверхности озера;
– режим озера (колебания уровней), связь с окружающей средой.
Полученные результаты по возможности отобразить на топографической карте (смотрите пример в описании болота).
Приложение 2
Список ООПТ
Наименование
Дата основания
Местоположение
Площадь, га
Описание
1
Болото Железное
1974
Волжский район
40
Округлое полузаросшее озеро на сельхозугодьях «КПД Эмековское». Болото окружено полями и узкой полосой паст­бища. Ох­ране подлежит орнитофауна и флора бо­лота. Объект имеет научное, учебно-про­светительское значение.
2
Болото Березовое
1974
Волжский район, в 2 км к северо-во­стоку от станции Помары рядом с дерев­ней Кукшенер
26
Болото округ­лой формы, глубиной от 25 до 150 см. Вокруг болота обширное пастбище. По побережью нет никакой древес­ной и кустарниковой растительности. Уни­кальное место обитания большого разно­образия птиц. Объявлен памятником природы с целью сохране­ния ценных, редких и исчезающих расте­ний и птиц. Объект имеет научное и учеб­но-просветительское значение.
3
Озеро Карасьяр
1976
Горномарийский район, на северо-западе района
25,5
Озеро междюнное, проваль­ного характера, с высокой прозрачностью воды. Площадь озера 25,5 га, глубина до 15 м. Охране подлежит озеро и растительность в охранной зоне (полушник озёр­ный). Озеро имеет научное значение как эталонный участок природы республики.
4
Озеро Нужьяр
1987
Горномарийский район, на се­веро-западе района
34,3
Междюнное озеро площадью 34 га и глубиной до 15 м с карстовым провалом, с очень чистой и прозрачной водой. Ох­ране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эсте­тическое значение.
5
Болото Карасьяр
1987
Горномарийский район, на северо-западе района
1604
Сфагновое болото верхового и низинного ти­пов торфяной залежи. Объект имеет водоохранное и рекреационное значение.[22]
6
Болото Волчье
1994
Горномарийский район, на севере района
1380
Сфагновое болото верхового и переходного типов торфяной залежи. Охране подлежат ценные болотные ягодни­ки (клюква, черника, голубика) и боровая дичь. Объект имеет водоохранное, водорегулирующее и рекреационное значение.
7
Болото Большеозерское
1976
Горномарийский район, на северо-западе района
1260
Верховое сфагновое болото озерного происхож­дения карстового характера. Охране подлежит ягодник и торфяная залежь. Болото имеет научное и водоохранное значение.
8
Озеро Малый Мартын
1974
Звениговский район
11,3
Междюнное озеро площа­дью 14 га и глубиной до 8 м на северо-востоке района. Охране под­лежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эстетическое и рекреационное значение.
9
Озеро Таир
1974
Звениговский район
50,5
Озеро карстового происхождения в цен­тральной части Звениговского района меж­ду автодорогой Йошкар-Ола — Кокшайск и рекой Малая Кокшага. Площадь — 63 га, глубина — до 10 м. Охране подлежат водоем и древесно-кустарниковая растительность в охранной зоне озера. Объект имеет эстети­ческое и рекреационное значение.
10
Озеро Шордыер
1974
Звениговский район
13,8
Междюнное озеро площадью 16 га и глубиной до 5 м на западе района в двух километрах от пра­вого берега реки Большая Кокшага. Ох­ране подлежит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рек­реационное значение.
11
Озеро Лисичкино
1974
Звениговский район
20,8
Междюнное озеро овальной формы площадью около 27 га и глубиной до 19 м на западе района в трех кило­метрах от правого берега реки Большая Кокшага. Охране подлежит водоем и раститель­ность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение.
12
Болото Большое
1976
Звениговский район, на северо-западе района
746
Болото верхового типа. Охране подлежит торфяник с дикорастущими ягодниками. Объект имеет водоохранное и воспроизводственное значение для фауны.
13
Болото Сорочинское
1987
Звениговский район, на северо-западе района
150
Болото верхового, смешанного и низинного типов торфяной залежи. Охране подлежит залежь, местообитание бобров и водоплавающей дичи. Объект имеет водоохранное значение.
14
Река Шуйка
1976
Звениговский район
64
Левый приток р. Малая Кокшага с холодной водой и песчаным дном. Охране подлежит ихтиофауна (хариус европейский). Объект имеет научное значение.
15
Кумъяры (три озера)
1976
Килемарский район
121
Три озера (Верхнее, Сред­нее и Нижнее) — междюнные озёра с прозрач­ной водой на юго-западе района. Охране подлежат водоем, древеснокустарниковая растительность в водоохранной зоне озёр. Объект имеет рекреационное значение.
16
Болото Куплонгское (Куплангское)
1987
Килемарский район
4988
Болото верхового, переходного, смешанного и низинного типов торфяной залежи площадью 4988 га на юго-западе района. Самое крупное из охраняемых болот. Охране подлежат: тор­фяная залежь, ценные болотные ягодники, боровая дичь. Объект имеет научное, водоохранное и рекреационное значение.
17
Тыр-болото
1976
Килемарский район, на западе района
1050
Болото верхового и переход­ного типов. Охране подлежат ценные болотные ягодники, торфяная залежь. Объект имеет водоохранное и рекреационное значение.[7][24]
18
Болото Мадарское
1987
Килемарский район
230
Болото низинного типа пло­щадью 230 га в центральной части района. Охране подлежит торфяная залежь и растительность. Объект имеет научное и водоохранное значение.[7]
19
Озеро Лужьер
1974
Килемарский район
96
Междюнное озеро овальной формы площадью 96 га и глубиной до 2 м на юго-западе района. Охране подлежат: водоем, места гнездования и отдыха водоплавающих птиц и раститель­ность в охранной зоне озера. Объект име­ет рекреационное значение.
20
Озеро Шамьяры
1974
Килемарский район
82,8
Междюнное озеро округлой формы пло­щадью 86 га на юге района. Охране подлежат: водоём, места отдыха и гнездования водоплавающих птиц, раститель­ность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение.[7]
21
Река Ирека
1996
Мари-Турекский район
40
Зоологический памятник природы включает реку Иреку от её истока на юж­ной окраине деревни Юмочка до впаде­ния в реку Уржумка без притоков. Этот памятник природы создан с целью сохра­нения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания.
22
Болото Мартын
1976
Медведевский район, юг района
787
Болото переходного типа. Охране подлежит торфяная залежь, местообитание водоплавающей боровой дичи. Объект имеет научное и водоохранное значение.[26]
23
Болото Криуль
1987
Медведевский район, северо-запад района, по левому берегу реки Большая Кокшага
61
Болото низинного типа, мелкозалежное, травяно-осоковое. Охране подлежит торфяная залежь — местообитание чёрного аиста, бобров, водоплавающей дичи. Объект имеет научное и водоохранное значение.
24
Озеро Большой Мартын
1974
Медведевский район, юг района
63,8
Междюнное озеро. Охране подлежит водный источник и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение.
25
Озеро Табашинское
1974
Оршанский район
20,7
Карстовое озеро площадью 26 га, округло-овальной формы с чистой водой на севере района. Это самое глубокое озеро на территории Республики Марий Эл. Его глубина достигает 55,3 м. Охране подле­жит водоем и растительность в охранной зоне озера. Объект имеет научное, эстетическое и рекреационное значение.
26
Болото Шидыяр
1976
Юринский район, на востоке района
164
Болото верхового типа. Охране подлежат ценные болотные ягод­ники и древесно-кустарниковая раститель­ность. Объект имеет научное, учебно-про­светительское и водоохранное значение.
27
Болото Подвесное
1987
Юринский район, на северо-востоке района
801
Болото верхового типа. Охране подлежат ценные болотные ягодники и древесно-кустарниковая растительность, а также боровая дичь. Объект имеет научное и водоохранное значение.
28
Болото Туриловское
1976
Юринский район
Болото верхового, переходного и низинного типов торфяной залежи площадью 820 га в северо-восточной части Юринского района. Охране подлежат ценные болотные ягодники, торфяная залежь, древесно-кустарниковая растительность. Объект имеет рекреационное и водоохранное значение.
29
Болото Козиковское
1976
Юринский район
243
Болото верхового типа площадью 749 га в северо-восточной части Юринского района. Охране подлежат ценные болотные ягодники и древесно-кустарниковая растительность. Объект имеет рекреационное и водоохранное значение.
Приложение 3
Анкета участника
 
Пример (строго соблюдать)
Фамилия, имя, отчество конкурсанта:
Иванов Александр Иванович
Школа (полное название)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Йошкар-Олы»
Класс
7 а класс
Учреждение дополнительного образования, творческое объединение и т.п. если конкурсант там занимается, например
Дворец творчества детей и молодежи
Название эссе (придумать самим)
Рисунок «Весна пришла»
e-mail участника
ivanov@mail.ru
Фамилия, имя, отчество руководителя
Петрова Татьяна Ивановна
Должность и место работы руководителя
учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Йошкар-Олы»
e-mail руководителя
petrova@mail.ru
Обязательно для заполнения
Образец для заполнения сертификата учащегося
Настоящий сертификат удостоверяет, что
Иванов Иван
МОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска», 11 класс
принял(а) участие в Открытом эколого-географическом
конкурсе школьников «Горизонты познания»
в номинации рисунок
Образец для заполнения благодарственного письма преподавателю
Иванову
Ивану Петровичу
учителю географии
ГАОУ «Лицей Бауманский»