Образование. Первое учебное заведение в Марийском крае появилось в середине XVIII в. С 1749 г. по 1754 г. в Царевококшайске действовала новокрещенская школа при Троицкой церкви для подготовки миссионеров, способных распространять христианство на марийском языке. Приходские училища давали элементарные навыки грамоты. В 1791 г. в уездном г. Козьмодемьянске открыли малое народное училище – первое светское учебное заведение в Марийском крае. В 1825 г. уездное училище открыли в Царевококшайске. В первой четверти XIX в. в Марийском крае стали появляться частные сельские школы и сельские приходские училища. В этих школах впервые в истории образования начали преподавать на родном для марийских детей языке. К 1840 г. в Марийском крае насчитывалось 2 уездных училища, 1 городское приходское и 6 сельских приходских (Моркинское (1821), Малосундырское (1822), Сотнурское (1834), Ронгинское (1837), Лажское (1837), Великопольское (1838)). С 1865 г. по 1915 г. общая численность начальных школ возросла до 557.
Неоценимый вклад в просвещение марийского народа внес С.А. Нурминский, который реализовал идеи «новой системы просвещения» Н.И. Ильминского, будучи инспектором народных училищ Вятской губернии. В 1870 г. его усилиями началось обучение на марийском языке в Елеево и Люперсоле, затем в других местах.
По данным переписи населения 1897 г. Царевококшайск находился по числу грамотных (60,2%) на первом месте среди 12 городов Казанской губернии, а Царевококшайский уезд занимал третье место среди уездов. Тем не менее грамотность среди мари была значительно ниже, примерно 16% среди мужчин и ещё меньше среди женщин.
К 1917 г. в начальных классах Марийского края обучалось 18,9 тыс. чел., работали 4 гимназии, 4 второклассных училища, грамотность населения составила 16%, среди мари – 10%. Всего учебных заведений на территории нынешней республики было 531, кроме того, 44 мектебе – школ для детей татар.
В XX в. началось строительство новой системы школьного образования. Все начальные школы преобразовывались в школы первой ступени, гимназии, высшие начальные училища – школы второй ступени. В 1921 г. в Марийской автономной области существовали 501 школа первой ступени (34,4 тыс. учащихся), 9 школ второй ступени (1,3 тыс. учащихся), 26 детских домов (1,3 тыс. воспитанников), 42 детских сада (3,3 тыс. детей), 6 школ-интернатов повышенного типа.
В 1930 г. в Марийской автономной области вводится всеобщее обязательное начальное обучение для детей. К концу 1930-х гг. грамотность среди населения Марийской республики в возрасте от 9 до 49 лет достигла 87,5%.
В 1931 г. открывается Марийский агропединститут, переименованный в Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, в 1932 – Поволжский лесотехнический институт.
В 1949 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее обучение.
В 1972 г. открыт Марийский государственный университет, к которому в 2008 г. присоединен Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской.
В 2006 г. создан Межрегиональный открытый социальный институт.
Современная система российского образования в Республике Марий Эл представлена всеми уровнями: общее (уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессиональное (уровни: среднее профессиональное; высшее (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации)) и дополнительное (виды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) образование.
Образование включает в свой состав разнородные объекты с точки зрения условий и факторов размещения. Начальные уровни – дошкольное и общее образование целиком и полностью ориентированы на размещение потребителей – детей соответствующего возраста. Поэтому детские сады и школы располагаются на низовых уровнях территориальной иерархии (в республике – городские округа, городские и сельские поселения). В зависимости от численности населения на их территории может быть одно или более детских образовательных учреждений. Небольшие населённые пункты могут либо не иметь школ, либо иметь начальные или основные общеобразовательные школы с обучением, соответственно по четвёртый и девятый классы. Сокращение численности детского населения с одновременным улучшением транспортной доступности приводит к укрупнению школьной сети. После окончания основной общеобразовательной школы траектории обучения расходятся, и начинается специализация. Большинство из окончивших 9 классов продолжают учёбу в средней общеобразовательной школе. Поэтому они сохраняют общую закономерность размещения. Учреждения, реализующие дополнительное образование детей или следующие уровни образования, распределены не столь равномерно и располагаются в центрах муниципальных районов или других крупных населённых пунктах.
Высшие учебные заведения располагаются, как правило, в столицах субъектов федерации или других крупных городах. В Марий Эл все они находятся в Йошкар-Оле. По количеству обучающихся на 10 тыс. человек населения Марий Эл занимает 34 место в России.
По итогам переписи населения 2010 г. среди населения Республики Марий Эл старше 15 лет не имело образования 0,7%, начальное общее – 5,4%, основное общее – 11,8%, среднее общее – 17,7%, начальное профессиональное – 9%, среднее профессиональное – 30,1%, неполное высшее – 3%, высшее – 18,3%, послевузовское 0,4% (число докторов наук составило 169 чел., кандидатов наук – 1311 чел.).
Уровень образования населения
Дошкольное образование. На 1 января 2017 г. в Республике Марий Эл функционировало 230 дошкольных образовательных организаций, из них в городских поселениях – 146, в сельской местности – 84. Численность воспитанников составила 38,3 тыс. чел. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет категории составляет 99,9%; количество детей в возрасте от 3 до 7 лет. Количество детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет 11,2%. По итогам реализации проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования за 2013-2015 гг. дополнительно создано 4,7 тыс. дошкольных мест.
Общее образование. На 1 января 2017 г. в Республике Марий Эл функционировала 251 (246 дневных и 5 вечерних) общеобразовательная организация, из них: в городских поселениях – 81, в сельской местности – 170. Численность обучающихся составила 74,7 тыс. чел.
В перечень 500 лучших образовательных организаций (ТОП-500), которые продемонстрировали высокие образовательные результаты, вошли 3 общеобразовательные организации Республики Марий Эл: ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», ГБОУ Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интернат», МБОУ «Лицей № 28». В перечень ТОП-200 сельских общеобразовательных организаций вошли 4 общеобразовательные организации Республики Марий Эл: ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат п. Ургакш», ГБОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21», МБОУ «Коркатовский лицей».
Дополнительное образование детей. В республике сохранена разветвлённая сеть учреждений дополнительного образования детей: 47 организаций дополнительного образования детей, из них: в городских поселениях – 42, в сельской местности – 5. Большую часть сети составляют многопрофильные учреждения, реализующие разнонаправленные образовательные программы, а также спортивные школы. Численность воспитанников составляет 34,8 тыс. чел. Наибольшее количество детей охвачено программами физкультурно-спортивной (25,7% воспитанников) и художественно-эстетической (39,1%) направленностей. В республике также сложился уникальный опыт развития туристско-краеведческой направленности (6,5%).
Общее и дополнительное образование детей
Среднее профессиональное образование. На территории Республики Марий Эл осуществляют образовательную деятельность 24 профессиональных образовательных организации (19 находятся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл, 1 – в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, 2 – Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, 1 – Министерства спорта Республики Марий Эл, 1 – некоммерческая организация).
Реализуются почти 100 программ среднего профессионального образования. Отраслевая структура государственного задания по средней профессиональной подготовке отражает приоритеты развития экономики республики в соответствии со Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года. В число приоритетов вошли профессии и специальности таких отраслей, как промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, сфера услуг и другие.
С целью обеспечения широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций в Республике Марий Эл осуществляют подготовку кадров: 16 многоуровневых профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих; 7 ресурсных центров по профилям деревообработки, машиностроения, сварочного производства, сельского хозяйства, текстильного и швейной промышленности, фермерства и предпринимательства; 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций; 1 базовая профессиональная образовательная организация для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Общий контингент обучающихся в профессиональных образовательных организациях составляет 16,2 тыс. чел., в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена – 12,9 тыс. чел., по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих – 2,0 тыс. чел., по основным программам профессиональной подготовки – 1,3 тыс. чел.
Высшее образование. В республике подготовку по направлениям высшего образования ведут Марийский государственный университет, Поволжский государственный технологический университет и Межрегиональный открытый социальный институт – все три вуза расположены в столице республики г. Йошкар-Оле. Общее количество студентов составляет 19 тыс. человек.
Поволжский государственный технологический университет (Поволжский лесотехнический институт, Марийский политехнический институт, Марийский государственный технический университет) открыт в 1932 г. на базе переведенного в г. Йошкар-Олу Казанского лесотехнического института. Изначально вуз вел подготовку специалистов лесного хозяйства и лесной промышленности. По мере индустриализации Марийской республики в нём открывались новые инженерные, экономические и социально-гуманитарные специальности в соответствии с потребностями народного хозяйства. Сегодня в ПГТУ обучаются 9,4 тыс. студентов по востребованным программам высшего образования: бакалавриата специалитета и магистратуры (архитектура и строительство, информатика и вычислительная техника, электроника, радиотехника и системы связи, биотехнические системы и технологии, машиностроение, химические технологии, экология и биотехнология, техносферная безопасность и природообустройство, нефтегазовое дело, техника и технологии наземного транспорта, сельское и лесное хозяйство, электро- и теплоэнергетика, технологии материалов, экономика и управление, социальная работа, сервис и туризм и др.), по научным специальностям подготовки кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Ведется подготовка по программам среднего профессионального образования. В структуру университета входят 3 института, 5 факультетов, 2 образовательных центра на правах факультетов, Высший колледж «Политехник», Йошкар-Олинский аграрный колледж и два филиала в городах Волжск (Республика Марий Эл) и Мариинский Посад (Республика Чувашия), а также институт дополнительного профессионального образования, ботанический сад-институт и учебно-опытный лесхоз, физкультурно-оздоровительный комплекс «Политехник» со стадионом «Молодежный», спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник» на берегу оз. Яльчик.
Поволжский государственный технологический университет (корпус № 2)
В 2017 г. Поволжский государственный технологический университет стал победителем конкурсов в рамках двух национальных приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и «Вузы как центры пространства создания инноваций».
Марийский государственный университет создан в 1972 г. с классическим набором гуманитарных и естественнонаучных специальностей, дополненных сельскохозяйственным факультетом. В 2008 г. к университету присоединен Марийский педагогический институт им. Н.К. Крупской. Сегодня в МарГУ обучается 7,1 тыс. студентов по востребованным программам высшего образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры (математика, компьютерные и информационные науки, физика, химия, биологические науки, электро- и теплоэнергетика, клиническая медицина и фармация, сельское хозяйство, ветеринария и зоотехния, психологические науки, экономика и управление, юриспруденция, сервис и туризм, образование и педагогические науки, языкознание и литературоведение, история и археология, физическая культура и спорт и др.), по научным специальностям подготовки кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Ведется подготовка по программам среднего профессионального образования. В структуру университета входят 5 институтов, 8 факультетов, Марийский аграрный колледж (филиал), а также оздоровительный лагеря «Олимпиец» на берегу оз. Яльчик.
Марийский государственный университет (главный корпус – памятник истории и культуры, на первом плане – памятник В.П. Мосолову, академику ВАСХНИЛ)
В 2017 г. Марийский государственный университет стал победителем федерального конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации и получил статус опорного вуза.
Межрегиональный открытый социальный институт открыт в 2006 г. Сегодня в МОСИ на 2 факультетах обучается 2,4 тыс. студентов по востребованным программам высшего образования: бакалавриата, специалитета и магистратуры (информационная безопасность, психологические науки, экономика и управление, юриспруденция, образование и педагогические науки).
Наука. Благодаря качественной подготовке специалистов в вузах республики республика Марий Эл обладает значительным интеллектуальным потенциалом не только для освоения и обеспечения прогрессивных технологий, но и проведения самостоятельных исследований по ряду направлений естественных, сельскохозяйственных, технических и гуманитарных наук.
Основными центрами фундаментальных и прикладных научных исследований в республике являются Поволжский государственный технологический университет, Марийский государственный университет, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева, Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (филиал Федерального аграрного научного центра Северо-Востока им. Н.В. Рудницкого), также прикладные исследования ведутся на ряде крупных предприятий.
В Поволжском государственном технологическом университете исследования охватывают широкий круг областей информационных, телекоммуникационных, радиоэлектронных и энергосберегающих систем и технологий, энергетики, машиностроения, строительства и биотехнологий, рационального природопользования. В структуру научных подразделений входят: центр коллективного пользования, девять научно-образовательных центров, технопарк, бизнес-инкубатор, студенческое конструкторское бюро, 25 малых инновационных предприятий, центр инжиниринга и промышленного дизайна в лесном комплексе и энергетике, семь совместных лабораторий с учреждениями Российской академии наук, ботанический сад-институт, центр автоматизированного машиностроения, межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного хозяйства, научно-инновационный центр консалтинга в области менеджмента и бизнеса.
Научные исследования в Марийском государственном университете ведутся по следующим научным направлениям: историко-культурное развитие народов России и зарубежных стран; современное общество; правовая реформа, реформирование юридического образования и развитие правового просвещения; проблемы совершенствования экономического механизма в современных условиях; развитие языков и литературы народов России и зарубежных стран; физика конденсированных сред; химия; биологические науки и технологии; математика; энергетика и электротехника; проблемы сельскохозяйственного комплекса (земледелие, животноводство); проблемы совершенствования процесса образования и воспитания; информационные технологии в образовании.
Государственное бюджетное научное учреждение при Правительстве Республики Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева» (МарНИИЯЛИ) создано в целях изучения традиционного историко-культурного наследия народа мари, комплексного исследования научных проблем языка, литературы, истории, социологии, археологии, этнологии, фольклора, культуры, искусства марийского народа и других народов, проживающих на территории Республики Марий Эл, а также сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл. Институт образован в 1930 г. как комплексный научно-исследовательский институт. Имел 3 отдела: экономики, природы, культуры и быта, которые делились на секции: статистики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности и строительства, по изучению производительных сил, флоры и фауны, геологии, народного образования, здравоохранения, языка и литературы, истории и этнографии. Гуманитарная направленность института в основном определилась к 1937 г., когда институт был преобразован в Марийский научно-исследовательский институт национальной социалистической культуры (МарНИИНСК) с сохранением секторов языка, литературы, истории, искусства. С началом Великой Отечественной войны институт был временно закрыт. Возобновил деятельность в 1943 г. под новым названием – Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (МарНИИ), а с 1983 г. институт носит имя известного просветителя народа мари, основоположника марийского языкознания – Валериана Михайловича Васильева.
В настоящее время в рамках государственного задания МарНИИЯЛИ выполняются комплексные исследования по следующим основным тематическим направлениям: общество и язык, общие закономерности развития литературы народов России, устное поэтическое творчество марийского народа и его история, этнографическое изучение марийского народа, археология Марийского края, история Марийского края, социальное развитие Республики Марий Эл на современном этапе.
Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства берет начало своей истории с Марийской опытной станции по полеводству, созданной в 1937 г. Становление опытной станции связано с именем выдающегося ученого-агрария Василия Петровича Мосолова, академика ВАСХНИЛ, основоположника адаптивно-ландшафтного подхода к ведению отечественного земледелия. В 1956 г. опытной станции присваивается статус государственной республиканской сельскохозяйственной опытной станции, которая в 1989 г. реорганизуется в Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. В настоящее время в ФГБНУ Марийский НИИСХ функционирует семь научных отделов и лабораторий: отдел технологии возделывания сельскохозяйственных культур; отдел кормопроизводства; отдел животноводства; отдел семеноводства сельскохозяйственных культур с лабораторией семеноводства картофеля, лаборатория селекции цесарок; группа по садоводству; аналитическая лаборатория. Основные научные направления деятельности: организация первичного семеноводства и производство семенного материала высших репродукций сортов зерновых, зернобобовых, крупяных культур, картофеля, многолетних трав; производство элитного посадочного материала плодово-ягодных культур; разработка эффективных методов расширенного воспроизводства почвенного плодородия на основе максимальной биологизации, рационального применения минеральных удобрений, ресурсосберегающей системы обработки почв, севооборотов, защиты растений; разработка адаптивных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий производства растениеводческой продукции; совершенствование племенного дела, селекция и разведение редких пород домашней птицы (цесарки).