Образование. Современная система образования в Горномарийском районе и городе Козьмодемьянске представлена организациями общего (уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), профессионального (уровень: среднее профессиональное) и дополнительного (виды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) образования.
В районе и городе функционируют 13 средних (4 – в городе; в структуре школ есть обособленные подразделения основного и начального образования) и 6 основных (1 – в городе) общеобразовательных школ, 9 дошкольных образовательных учреждений (6 – в городе; при большинстве сельских школ также действуют группы дошкольного образования), 11 учреждений дополнительного образования детей (Станция юных техников г. Козьмодемьянска, Центр по развитию физкультуры и спорта г. Козьмодемьянска, Дом детского творчества г. Козьмодемьянска, Козьмодемьянская детская школа искусств им. А. Я. Эшпая, Козьмодемьянская детская художественная школа, компьютерная школа «Инфосфера Козьмодемьянск»; Горномарийский дом детского творчества (с. Виловатово), Горномарийский центр по развитию физической культуры и спорта (с. Виловатово), Виловатовская детская школа искусств, Микряковская детская музыкальная школа им. В. Куприянова, Озеркинская детская школа искусств), учреждение среднего профессионального образования «Колледж индустрии и предпринимательства» (г. Козьмодемьянск). При образовательных учреждениях действуют краеведческие и исторические школьные музеи.
Красноволжская школа в с. Кулаково
Старейшим образовательным учреждением из ныне действующих является Малосундырская-Шиндыръяльская основная общеобразовательная школа (д. Пичужкино), которая ведёт историю с приходского училища, открытого в 1822 г. в с. Малый Сундырь. Выпускниками школы стали лётчик, герой Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда С. И. Ванюков; животновод, Герой Социалистического труда О. Т. Аталаева; учёные, доктора исторических наук К. Н. Сануков и А. Г. Иванов и др.
Малосундырская-Шиндыръяльская школа (д. Пичужкино)
В 1956 г. в г. Козьмодемьянске открыта школа-интернат «Дарование», расположившаяся в корпусе бывшей мужской гимназии (1916), в котором в 1925-1955 гг. работал Козьмодемьянский педагогический техникум (до этого Горномарийский (Сурский) педтехникум располагался в д. Новая Слобода на месте закрытого в 1921 г. Михаило-Архангельского мужского монастыря), а в 1941-1945 гг. – Марийский педагогический институт. С 1991 г. школа-интернат принимает одарённых детей с музыкальными и художественными способностями.
Школа-интернат «Дарование» в г. Козьмодемьянске
Уникальной детской организацией Республики Марий Эл является парусный клуб «Паллада» в г. Козьмодемьянске. Участники клуба изучают морское дело, собирают сведения о моряках-участниках войн, проходят плавательную практику на учебных суднах, участвуют во всероссийских слётах и путешествиях.
Парусный клуб «Паллада»
Культура. Горномарийский край богат своей культурой и традициями. Горные марийцы (кырык мары) как этнографическая группа сформировались в IX-XVI вв. в междуречье Суры и Большой Сундырки (земляческие группы – кутмары, шурмары, кушырмары, шошмары, марламары, суасламары) и в бассейнах Ветлуги, Рутки, Арды и Парата (кожла мары, вӹтлä мары, рыде мары, арде мары) в контакте с чувашским и русским населением. Это нашло отражение как в материальной, так и духовной культуре – в языке, национальном костюме, верованиях, традициях и обычаях.
Горномарийский язык (одно из четырёх наречий марийского языка) включает правобережный (или козьмодемьянский) и левобережный говоры. Основой литературной горномарийской письменности послужил еласовский подговор правобережного говора.
Особенностями горномарийского женского костюма (XIX век) являются туникообразная рубаха из конопляного холста с центральным грудным разрезом, штаны с узким шагом, отрезной в талии кафтан, передник с грудкой, тканый пояс («парсын ӹштӹ»), головной убор – полотенчатый «шарпан» и орнаментированная начельная полоска «нашмак»; цвет костюма – белый. Костюм украшается вышивкой в области грудного разреза, на плечевом шве, конце рукавов конопляными, шерстяными и шёлковыми нитками преимущественно красного, а также чёрного (темно-синего), зелёного и оранжевого цветов. При этом горномарийская вышивка отличаестя двусторонним мелким геометрическим узором. В праздничном костюме использовались головные («ошпу» – шапочки с мелкими монетами), нагрудные («оксан кайтан» - шнур с монетами, «почкама» - прямоугольник с «чешуей» из монет, обрамлённый бисером и раковинами-каури) украшения, а также чаломкинские цепочки из серебра, браслеты, кольца, серьги. В первой половине XX века происходит трансформация элементов народного костюма. Трудоёмкие виды старинной вышивки уступают место более производительным способам орнаментации, появляются новые мотивы и расширяется цветовая гамма, применятся ткани промышленного производства.
Танцы горных мари в большинстве своём имеют песенное сопровождение («мырен-кушташ» - плясать с песней). Музыкальным сопровождением служат шӹвӹр (волынка), тӹмыр (барабан), кӓрш (гусли), шишкыш (свирель). Горномарийские танцы сегодня можно подразделить на бытовые (горномарийская круговая), «Сормоской», старинный горномарийский танец («Тошты марла куштымаш» - воспроизведение повадок утки) и обрядовые (свадебные).
Национальные праздники сочетали годовой цикл природы, сельскохозяйственных работ, обычаи традиционной религии мари и православный календарь: Шартял (Новый год, Рождество), Ӱӓрня (Масленица), Когечӹ (Великий день, Пасха), Семӹк (Семик), Угиндӹ (Праздник урожая). В XX веке возник праздник «Пеледӹш айо».
Сегодня на базе учреждений культуры активно возрождаются народные традиции, работают вокальные и хореографические коллективы, фольклорные ансамбли. Многие коллективы являются лауреатами и дипломантами различных конкурсов и фестивалей. Особо следует отметить заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации, образцовый ансамбль гусляров «Шыжарвлӓ» («Сестрички») Еласовского дома культуры и ремёсел (рук. заслуженный работник культуры Республики Марий Эл и России Ф. В. Эшмякова) и народный фольклорный ансамбль «Шанавӹл» («Радуга») Емешевского ЦДК (рук. Г. В. Суворова, организатор заслуженный работник культуры Республики Марий Эл С. С. Лукианов). В Еласовском доме культуры и ремёсел ведётся работа по сохранению и развитию традиционных национальных декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремёсел (ткачество, горономарийская вышивка, изготовление национальных костюмов, лозоплетение, лепка из глины, резьба по дереву). Известным мастером традиционной горномарийской вышивки является Ф. Н. Шестакова.
Ансамбль гусляров (с. Еласы)
Ежегодными традиционными культурно-массовыми мероприятиями являются: Рождественский фестиваль, районный фестиваль-конкурс народного художественного творчества «Поёт село родное», конкурс «Эстрадный вернисаж», конкурс-фестиваль «Терпсихора», фестиваль «Струны гуслей», конкурс-фестиваль «Веснушки», фестиваль «Правнуки Победы», республиканский детский этнический фестиваль-конкурс «Шанавӹл – семь цветов, семь нот» (г. Козьмодемьянск), праздник «Пеледӹш айо» (д. Сиухино, Поляна песен), шоу-программа «Алые паруса» (с. Виловатово); молодёжный форум «Кравец», Межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада» (г. Козьмодемьянск), фестиваль «Мои года – моё богатство» (с. Озерки), районный марафон «Живи, горномарийская сторонка», конкурс эстрадной песни «Мыры»; проводятся научно-практические конференции «Муравьёвские чтения» и «Игнатьевские чтения».
Организации культуры. Первая общественная библиотека на Горномарийской земле открылась в 1882 г. в г. Козьмодемьянске. В 1918 г. в городе открыт Народный дом, а в 1919 г. – Козьмодемьянский уездный музей. С начала XX века в городе осуществлялись любительские постановки спектаклей, с 1923 г. работал агитационный театр «Синяя блуза», в 1930-х гг. – профессиональный горномарийский театр под руководством З. И. Белкина.
Уникальным явлением в культурной жизни района была киностудия «Юнга-фильм» (д. Юнго-Кушерга), которую организовал в 1973 г. А. Д. Амельченко (заслуженный работник культуры Марийской АССР и России). На студии при участии поэта и журналиста, заслуженного работника культура Марийской АССР и России Н. П. Егорова было снято более 100 игровых и документальных фильмом, многие из которых стали призёрами всероссийских и международных конкурсов. В 2023 г. в Козьмодемьянске открылся кинозал «Юнга-фильм» на 35 мест.
В 1994 г. в Козьмодемьянске открыт Горномарийский драматический театр, в котором ставятся постановки на горномарийском и на русском языках.
Центр народной культуры им Я. Эшпая в г. Козьмодемьянске
Сегодня клубная система района и города включает Центр народной культуры им. Я. Эшпая (г. Козьмодемьянск), 15 сельских домов культуры, 2 авто- и 6 сельских клубов. В библиотечную сеть входят 23 публичные библиотеки: Центральная городская библиотека, Центральная детская библиотека, Детская библиотека и Горномарийская центральная библиотека им. Н. В. Игнатьева в г. Козьмодемьянске, 19 сельских библиотек.
Дом культуры в с. Виловатово
Культурным достоянием города и района являются музеи.
Этнографический музей под открытым небом им. В. И. Романова (г. Козьмодемьянск, ул. Промышленная, д. 24) открыт в 1983 г. В музее на площади 5 га представлены памятники зодчества (жилая изба, амбары, кузница, бани, ветряная мельница), предметы быта, труда и культуры (вышивка, лозоплетение, ювелирные украшения) народа мари.
Этнографический музей под открытым небом им. В. И. Романова
Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск, ул. Лихачева, д 10) открыт в 1919 г. в бывшем доме купца А. М. Пономарёва (памятник истории и культуры регионального значения). Музей называют «Малой Третьяковкой на Волге» - в картинной галерее представлены работы известных русских художников (И. К. Айвазовского, К. Е. Маковского, В. Д. Поленова, С. А. Коровина и других) и западных мастеров; краеведческая экспозиция музея рассказывает о природе края и истории города Козьмодемьянска.
Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева
Музей купеческого быта им. А. В. Муравьёва (г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 58) открыт в 1995 г. в бывшем доме лесопромышленника А. И. Шишокина. Музей реалистично воссоздает обстановку и атмосферу купеческого дома.
Музей купеческого быта им. А. В. Муравьёва
Музей сатиры и юмора им. О. Бендера (г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 7) открыт в 1996 г. в бывшем доме купца П. Ф. Бычкова (памятник истории и культуры регионального значения). Музей посвящён пребыванию в Васюках (прототипом которых считается Козьмодемьянск) Остапа Бендера – знаменитого персонажа романов И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок».
Музей сатиры и юмора им. О. Бендера
Дом морёного дуба (г. Козьмодемьянск, ул. Лихачева, д. 12) открыт в 2016 г. в бывшем купеческом доме М. А. Зубковой (памятник истории и культуры регионального значения). Экспозиция посвящена промыслам по добыче, обработке и использованию морёного дуба.
Дом морёного дуба
Краеведческий музей имени Н. В. Игнатьева (д. Чаломкино, ул. Чаломкинская, д. 34) открыт в 1995 г. в честь 100-летнего юбилея классика горномарийской литературы Н. В. Игнатьева. В залах музея представлены документы и рукописи писателя, стенды об известных уроженцах района, картины народного художника России З. Ф. Лаврентьева, марийские костюмы, домашняя утварь, ткацкие станки и знаменитые чаломкинские цепочки.
Краеведческий музей имени Н. В. Игнатьева
Еласовский дом культуры и ремёсел (с. Еласы, ул. Октябрьская, д. 15) открыт в 2017 г. Является центром сохранения и развития материальной и нематериальной культуры горных мари. Ежедневно проводятся мастер-классы. Реконструирована водяная мельница.
Еласовский дом культуры и ремёсел
Водяная мельница
Музей художника Сергея Алдушкина «Ши Йыл» (д. Мороскино) – частный музей в доме-усадьбе заслуженного художника России и Республики Марий Эл С. С. Алдушкина. В музее представлены работы династии художников Алдушкиных, других волжских мастеров, а также предметы сельского быта.
Музей художника Сергея Алдушкина «Ши Йыл»
Конфессии. Исторически территория района стала зоной контакта традиционной религии мари и православия. С присоединением марийских земель к Российскому государству начался процесс христианизации. Первый храм Успения Пресвятой Богородицы в г. Козьмодемьянске появился в конце XVI в. Самым старинным сооружением в городе, сохранившимся до наших дней, является Стрелецкая Спаса Нерукотворного Образа часовня (1698) – памятник истории и культуры федерального значения. В 1607 году был основан первый в марийском крае Большеюнгинский Никольский (Покровский) мужской монастырь (с. Покровское).
Распространение христианства привело к разделению марийцев на некрещёных (чимари), крещёных, исповедующих православие (рушла вера), и двоеверцев (марла вера), соблюдающих православие и марийскую религию. Так в конце 1820-х гг. 27 % марийцев Козьмодемьянского уезда были православными, 73 % - двоеверцами.
В XIX в. переводится церковная литература, открываются приходские школы на родном языке, богослужения начинают проводиться на марийском языке. Значимую роль в миссионерской деятельности сыграли марийские проповедники.
Сегодня православные храмы относятся к Йошкар-Олинской епархии Марийской митрополии Русской православной церкви и открыты в сёлах Виловатово, Владимирское, Еласы, Емангаши, Емелево, Кожважи, Кузнецово, Микряково, Пайгусово, Паратмары, Пертнуры, Покровское, Сумки, Троицкий Посад, Усола, Юлъялы, бывш. Коротни, бывш. Малый Сундырь, в д. Новая Слобода и выс. Революция.
Храм Рождества Христова в с. Пайгусово
Обустроены святые источники Почаевской иконы Божией Матери (с. Сумки), источник Александра Невского (с. Аксаево), источник во имя Божией Матери в Её образе «Всецарица» (с. Паратмары), источник Серафима Саровского (д. Артюшкино), источники во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца (д. Михаткино, с. Виловатово (бывш. д. Полянок), д. Эсяново), источник в честь Рождества Христова (с. Еласы), источник пророка Господня Илии (д. Носёлы), источники в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Пайгусово, д. Мишкино), источник в честь Смоленской иконы Божией Матери (г. Козьмодемьянск), источники в с. Владимирское, с. Пертнуры и др.
Источник Почаевской иконы Божией Матери (с. Сумки)
Фотогалерея "Православные храмы"
Среди объектов традиционной религии мари особое место занимает источник и священное место Омык лидӹ (у д. Мороскино), Супротивный ключ (находится в п. Васильсурск Нижегородской области), бывшее крупное марийское мольбище Систӹ вäр (у д. Паратмары-Юванькино), как археологические памятники XVI-XIX вв. изучены святилища Сиухинское (у д. Сиухино), жертвенники Важоты (д. Пернянгаши Троицко-Посадского поселения), у д. Носёлы, д. Пикузино, с. Юлъялы, д. Важнангер, д. Писералы.
Сиухинское святилище
С краткой информацией об объектах, пронумерованных на карте, можно ознакомиться здесь.
Физическая культура и спорт. В районе и городе культивируются следующие виды спорта: лыжные гонки, легкая атлетика, горный бег, плавание, футбол, волейбол, баскетбол, дзюдо, бокс, каратэ, настольный теннис, футбол, шашки, шахматы, тяжёлая атлетика, шорт-трек, стрельба из пневматической винтовки, городки, дартс, спортивная рыбалка, спортивный туризм и ориентирование. Самыми массовыми и значимыми мероприятиями являются лыжные гонки «Лыжня России», «Кросс Нации», Фестиваль спорта горных мари «Восславим землю Акпарса», посвящённый Дню физкультурника (с. Виловатово), легкоатлетические пробеги памяти Героев Социалистического Труда Н. Н. Романова (с. Усола) и О. Т. Аталаевой (д. Шиндыръялы), легкоатлетический пробег памяти погибших в межнациональных военных конфликтах Э. Савинова и Н. Ерошкина (с. Емангаши), этапы Кубка России и республиканские соревнования по горному бегу (гора Аламнер, «Васюкинские горки» в г. Козьмодемьянске), турнир «Кожаный мяч», чемпионат «КЭС-Баскет», спартакиады трудовых коллективов, учащейся и допризывной молодежи и др.
Соревнования на стадионе в с. Виловатово
Основными спортивными сооружениями района и города являются бассейн «Волга» (с тренажёрным и фитнес-залами) и стадион «Юбилейный» (с футбольным полем, беговой дорожкой, хоккейной коробкой, секторами для прыжков и толкания ядра, площадками для воркаута, волейбола и городков) в г. Козьмодемьянске и стадион-площадка в с. Виловатово (с футбольным полем, беговой дорожкой, площадками для баскетбола, волейбола, городков, прыжков), 25 спортивных залов, спортивные площадки с футбольными полями, хоккейными коробками при школах.
Бассейн «Волга» в г. Козьмодемьянске
Здравоохранение. В 1826 г. в Козьмодемьянске открыта первая в Марийском крае лечебница, которая в 1866 г. преобразована в Козьмодемьянскую земскую больницу; при ней в 1887 г. Н. В. Ковалевский (ученик И.И. Мечникова) организовал одну из первых в России бактериологическую лабораторию. В 1870 г. в городе появилась первая в крае земская аптека. В 1896 и 1905 гг. открыты земские больницы в бывшей д. Рутка и с. Еласы, в 1927 г. – Микряковская больница. В 1930-е гг. работал санаторий «Миняшкинский источник» (сначала в с. Еласы, затем у д. Лузино), в последствии – интернат (с 1943 г.) и психиатрическая больница (1966-1991).
Сегодня медицинское обслуживание населения района и города осуществляют Козьмодемьянская межрайонная больница (поликлиника и стационар), участковая больница (с. Микряково), 7 врачебных амбулаторий (с. Виловатово, с. Еласы, с. Емешево, с. Кузнецово, д. Макаркино, д. Озерки, с. Усола, 21 фельдшерско-акушерских пунктов.
Козьмодемьянская межрайонная больница
Амбулатория в с. Кузнецово
Социальная защита населения. Система социального обслуживания населения включает комплексные центры социального обслуживания населения в городе Козьмодемьянске и в Горномарийском районе, центры предоставления мер социальной поддержки населению в городе Козьмодемьянске и в Горномарийском районе, Центр занятости населения города Козьмодемьянска и Горномарийского района (все учреждения находятся в г. Козьмодемьянске).