5.8. Производственная инфраструктура

Топливно-энергетический комплекс является важной составляющей социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Энергетика Республики Марий Эл развивается в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечивает электрической энергией потребителей Республики Марий Эл и транзиты в соседние регионы. Энергосистема Республики Марий Эл входит и связана с ОЭС Средней Волги по трем ВЛ 500 кВ (Чебоксарская ГЭС – Помары, Киндери – Помары и Помары – Удмуртская) и четырем ВЛ 220 кВ (Чебоксарская ГЭС – Чигашево, Зеленодольская – Волжская, Помары – Зеленодольская, Тюрлема – Помары).

Республиканские ресурсы электрической энергии формируются за счет покупки электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и собственной выработки электрической энергии на Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» и ТЭЦ ОАО «МЦБК».

Установленная мощность электростанций на территории республики составляет 250 МВт. Протяженность линий электропередач составляет 15,4 тыс. км.

Электростанции, входящие в энергосистему Республики Марий Эл ежегодно вырабатывают энергии в среднем 1 млрд. кВт.-ч., при этом электропотребление составляет 2,6-3,2 млрд. кВт.-ч. Изменения связаны в основном с интенсивностью потребления электрической энергии газокомпрессорными и нефтеперекачивающими станциями магистральных газо- и нефтепроводов, расположенных на территории республики. Дефицит восполняется из Единой энергетической системы России.

image

Схема энергоснабжения

Общий объем теплового рынка в Республике Марий Эл достаточно высок. Большинство котельных имеют мощности, обеспечивающие не только текущее потребление, но и возможность перспективного присоединения новых потребителей тепла. Крупными участниками теплового рынка являются: Йошкар-Олинская ТЭЦ-2, МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», ООО «Марикоммунэнерго». Ежегодное потребление природного газа Республикой Марий Эл составляет 1,2 млрд. м3.

Привлечение инвестиций и повышение энергоэффективности являются основными направлениями развития предприятий топливно-энергетического комплекса, которые предусматривают внедрение энергосберегающих технологий, новое строительство и модернизацию имеющихся генерирующих мощностей, применение современных технических решений и установку энергоэффективного оборудования в генерации и транспортировке тепловой, электрической энергии, газоснабжении, создание автоматизированных систем учета потребления энергоресурсов.

Транспорт.

Автомобильный транспорт. Дорожное хозяйство Республики Марий Эл включает 4535 км автомобильных дорог общего пользования, из них 230 км автодорог федерального значения, 3078 км автодорог регионального значения (из них 1268 км – основные, республиканского значения, остальные – муниципального значения), 1227 км грунтовых дорог. 2674 км региональных дорог имеют асфальтобетонное покрытие, 66 км – цементобетонное покрытие, 320 км – щебенчатое или гравийное покрытие. Средняя плотность дорог с твердым покрытием составляет 127 км/1000 км2.

Пассажирские перевозки осуществляются в муниципальном, межмуниципальном и межобластном сообщениях. Перевозка организована на 395 автобусных и троллейбусных маршрутах (138 муниципальных, 220 межмуниципальных и 39 межобластных).

Общий парк транспортных средств в республике на 1 января 2018 г. составил 241,9 тыс. единиц, из них 169,5 тыс. – легковые, 3,2 тыс. – автобусы, 25,9 тыс. – грузовые.

Железнодорожный транспорт. Общая длина железнодорожных путей на территории республики составляет 201 км, из них общего пользования 152 км. Средняя плотность железнодорожных путей составляет 8,7 км/1000 км2.

Движение поездов на территории Республики Марий Эл осуществляется по следующим направлениям: Казань – Волжск – Казань, Казань – Йошкар-Ола – Казань, Йошкар-Ола – Яранск – Йошкар-Ола, Бирюли – Волжск.

Основными грузами являются нефтепродукты, металлы, минерально-строительные материалы, круглый лес и пиломатериалы.

image

Транспорт

Трубопроводный транспорт. Через территорию Республики Марий Эл проходит участок нефтепровода Сургут-Полоцк, распределительный отвод от которого подведен к Марийскому НПЗ, а также два магистральных газопровода: Уренгой-Помары-Ужгород и Ямбург-Тула с распределительной сетью к местным потребителям.

Водный транспорт. Внутренний водный транспорт в Республике Марий Эл представлен открытым ОАО «Порт Козьмодемьянск», осуществляющим весь объем грузовых (погрузоразгрузочные работы, добыча, поставка, хранение и перевозка песка) и пассажирских речных перевозок (паромная переправа Козьмодемьянск-Коротни), необходимых для нормальной социально-экономической жизни республики. Основной объем грузовых работ по добыче, доставке, хранению песка и других строительных материалов для нужд организаций и предприятий республики осуществляется филиалом порта «Пристань Волжск», находящимся на прибрежной территории города Волжска.

Наряду с осуществлением местных грузопассажирских перевозок, Козьмодемьянский порт оказывает услуги по приему и обслуживанию туристических судов иных судоходных компаний, осуществляющих транзитные рейсы пассажирских теплоходов по р. Волге.

С целью дальнейшего развития водного туризма на территории республики необходима реконструкция инфраструктуры пассажирских перевозок и их сервиса, приобретение и установка водных объектов в прибрежных населенных пунктах для приема на их территориях круизных пассажирских судов, организация речных портов. Одним из таких мероприятий является сохранение причала в с. Кокшайске Звениговского района.

Воздушный транспорт. В Республике Марий Эл функционирует гражданский аэропорт «Йошкар-Ола», имеющий действующий аэродром класса «В», способный принимать воздушные суда типа ТУ-134 и классом ниже, а также вертолеты всех типов.