Форум “Мой первый шаг в науку”

Новости

Итоги форума школьников “Мой первый шаг в науку-2019”

Приглашаем на VII Поволжский форум школьников “Мой первый шаг в науку”, 16 февраля 2019 г.

Архив

Итоги VI Поволжского форума школьников «Мой первый шаг в науку» 2018 г.
Итоги V Поволжского форума школьников «Мой первый шаг в науку» 2017 г.
V Поволжский научно-образовательный форум школьников «Мой первый шаг в науку», 18 февраля 2017 г.
Итоги IV Поволжского форума школьников “Мой первый шаг в науку” 2016 г.
Итоги III Поволжского форума школьников “Мой первый шаг в науку” 2015 г.
Итоги II Поволжского форума школьников “Мой первый шаг в науку” 2014 г.
Методические указания по подготовке географических работ по секции «Экология и география» Поволжского научно-образовательного форума школьников «Мой первый шаг в науку»
География заставляет человека
смотреть на мир не через узкую щель
своей специальности, а с высоты
птичьего полѐта. С высоты высокой горы
она показывает ему все царства мира.
Наш угол зрения – 360 градусов.
И.Н. Гладцин
 1. Рекомендуемые научные географические направления секции «Экология и география»
 Физическая география и ландшафтоведение
Исследования компонентов природы: водные объекты (родники, реки, озера, пруды), поверхностные отложения и их свойства (почвообразующие породы, рельеф, свойства, склоновые и эрозионные процессы, полезные ископаемые), почвенный покров, состояние атмосферы (погода, климат, загрязнение, снежный покров), растительный и животный мир.
Исследование состояния особо охраняемых природных территорий и их проблемы.
В исследовательской работе необходимо отразить: местоположение, основные характеристики, происхождение (генезис), изменения во времени, влияние на хозяйство человека, антропогенные изменения компонентов и природных объектов.
Практикум. Исследования природных объектов и явлений
Анализ факторов, определяющих состояние и перспективы развития туризма в ООПТ
Социально-экономическая география 
Исследование хозяйственной деятельности: сельское хозяйство, промышленность,транспорт, торговля, промыслы и ремесла – особенности организации и территориальное размещение, специализации, история развития, влияние природных условий на специализацию,влияние хозяйства на окружающую среду;
Исследование системы расселения: история заселения и освоения, типы населенных пунктов (улицы, особенности их расположения, характер дорог, особенности конструкций жилых домов и усадеб), пространственная организация с учѐтом природных условий;
Демографические и этнографические исследования.
Картография и геоинформатика
Разработка эколого-географических карт окрестностей школы, населенного пункта, муниципального образования, республики. Выполнение исследований с помощью карт и данных дистанционного зондирования (доступных космических снимков).  Подробная информация в разделе “Полезные ссылки Марий Эл” Картографические материалы и данные дистанционного зондирования
Рекреационная география и туризм
Рекреационный потенциал территории (рекреационные ресурсы, туристская инфраструктура), анализ и перспективы развития туризма на территории.
Географическое образование и просвещение
Разработка географических экскурсий, троп, популяризация географических знаний(викторины, конкурсы, сценарии мероприятий, эссе, опросы, анкетирования и т.п.).
2. Рекомендации по выполнению исследовательской работы
 Исследовательские работы, представляемые на Форум по секции «География: горизонты познания», могут быть реферативного и экспериментального характера, носить региональный или локальный (краеведческий) уровень.
 Структура и правила оформления отчёта об исследовательской работе
1. Титульный лист
На титульном листе сверху вниз помещается следующая информация: название организации, в которой проводилась данная работа (пишется вдоль верхней части листа);
название работы (пишется в середине листа); ФИО автора данной работы (пишется ниже названия), класс; фамилия имя отчество научного руководителя, его должность (пишется ниже фамилии автора), населѐнный пункт и год выполнения работы (у нижнего края листа).
 2. Оглавление
Оно включает номера и названия глав, пунктов с указанием страниц, где они начинаются.
4. Введение
В этом разделе следует сформулировать цель исследования, объяснить, на решение какой проблемы оно направлено, обосновать важность этой проблемы для общества в целом и ее особенности для вашего региона в частности.
Укажите место проведения исследования (название и географическое местоположение) и сроки выполнения проекта.
5. Объект исследования
Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:
– сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира.
Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии,графики и другой иллюстративный материал;
– сведения о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении(численность, этнический состав, основные занятия, выдающиеся люди и т.д.), культуре(обряды, традиции, народные праздники, фольклор и т. д.); о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.
Просьба основное внимание уделять тем характеристикам местности и ее экологического состояния, которые важны для анализа полученных вами результатов, не переписывая из справочников полные «паспорта» объекта.
6. Методы исследования
Методы географических исследований – способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
1) Картографический метод. Карта дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
2) Исторический метод. Для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.
3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т. д.
4) Экономико-математический – расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т. д.
5) Метод географического районирования – выделение физико-географических (природных) и экономических районов.
6) Сравнительно-географический метод – сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.
7) Метод полевых исследований и наблюдений – описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений.
8) Метод дистанционных наблюдений – использование данных аэро- и космической съёмки.
9) Метод географического моделирования.
10) Географический прогноз – географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.
Укажите, какие методики были использованы при проведении исследования. Если использовалась стандартные методики, достаточно сделать ссылку на их авторов и литературный источник. Если стандартные методики были изменены, опишите также адаптации, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях.
Если были использованы оригинальные методики, их описания должны быть достаточно подробными, чтобы можно было понять всю последовательность ваших действий. Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора использованных в работе методов. Подумайте, как еще можно было бы решить поставленную задачу. Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных. Более подробно с методами эколого-географических исследований можно познакомиться в книгах, указанных в разделе рекомендованной литературы.
7. Результаты исследований
Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах.
Отчет обязательно должен содержать исходные полученные данные, а не только результаты их обработки.
Указывайте, в каком году были получены представленные вами результаты (а если это необходимо для описания процессов в экосистемах, то указывайте и даты исследований).
 8. Обсуждение результатов
Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Являются ли выявленные закономерности достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи имеет смысл поставить с учетом полученных результатов?
 9. Выводы
Какие выводы можно сделать на основании полученных данных? Сформулируйте выводы в виде перечня. Обратите внимание на то, что выводы – это не повторение наиболее значимых данных ваших конкретных измерений, а те закономерности, которые были вами доказаны при обработке и анализе полученных результатов.
 10. Прогноз
На основании полученных результатов оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования.Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
 11. Программа действий (рекомендации)
Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных исследований. (Постарайтесь избежать рекомендаций общего характера, которые можно было бы написать, не собирая никаких данных о состоянии объекта). В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе – перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.
Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их  возможности
12. Список использованной литературы
Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций, при этом обязательны ссылки на перечисляемые источники в тексте работы. (Изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец). Не нужно включать в список источники, которые были прочитаны, но не использовались при описании объектов исследования, планировании экспериментов, обработке и анализе их результатов.
 3. Критерии оценки
– Актуальность и новизна (оригинальность) представленного материала
– Практическая значимость работы
– Качество разработанной методики исследования
– Умение использовать источники, литературу по данной проблеме
– Грамотное и логичное изложение результатов
– Степень самостоятельности в проведении исследования
– Качество доклада и ответов на вопросы
4. Рекомендуемая литература
Дьяконов, К. Н. Современные методы географических исследований: Книга для учителя /К. Н. Дьяконов, Н. С. Касимов, В. С. Тикунов. – М.: Просвещение: – АО «Учеб. лит.», 1996. –207 с.
Екеева, Э.В. Методы географических исследований: учебное пособие / Э.В. Екеева. –Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 48 с.
Жучкова, В.К. Методы комплексных физико-географических исследований: Учебн. пособие для студ. вузов / В. К. Жучкова, Э. М. Раковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1998. – 416 с.
Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический Проект, 2006. – 416 с.
 
По вопросам консультаций по тематике и методике проведения исследований, подготовки тезисов просьба обращать по адресу: SevostyanovaLI@volgatech.net – консультант Севостьянова Лидия Ивановна, доцент кафедры экологии, почвоведения и природопользования, канд. геогр. наук). 
Регистрация и вход в личный кабинет осуществляется через раздел “Регистрация участников Форума” на сайте Форума http://fschool.volgatech.net. Для участников предыдущих Форумов, у которых уже есть личный кабинет, вход осуществляется по имеющемуся логину и паролю. Заново создавать личный кабинет не нужно. В случае, если Вы забыли свой логин и пароль, напиши письмо на адрес NehoroshkovPA@volgatech.net с указанием Вашей фамилии, имени, отчества, школы и класса. Пароль будет Вам отправлен в ответном письме.
 

Добавить комментарий